Рош ха-Шана

Рош ха-Шана для евреев имеет особое значение. Праздник знаменует конец уходящего года и наступление нового. В переводе с иврита Рош ха-Шана обозначает «голова года».

В соответствии с Торой, Рош ха-Шана имеет символическое значение сотворения мира, которое включает создание первой человеческой пары, вкушение запретного плода, конец Всемирного потопа, избавление от смерти Исаака во время жертвоприношения и другие исторические события, описанные в библии.

По иудейскому поверию, во время праздника молитвами можно повлиять на судебный приговор, который Бог выносит всему миру.

Истоки праздника

С древних времен евреи не придавали значения традиционному в остальном мире празднованию начала года. Названий месяцам также не давали: согласно Торе, их обозначали как «первый месяц», «второй месяц» и т.д.

Рош ха-Шана
Сегодня Рош ха-Шана отмечается в первом осеннем месяце Тишрей.

Все праздники Израиля начинали перечисление с праздника Песах (посвященного освобождению израильтян из рабства 1513 г. до н.э.), отмечающегося в 7 месяце – Нисане, 14 числа. Начало нового года у евреев не отмечалось какими-то пышными празднованиями. По-особому праздновали новолуние – день, с которого берет начало каждый новый месяц. Его отмечали жертвоприношениями в Храме.

Как отмечают Рош ха-Шана в наше время

В 2023 году праздник Рош ха-Шана будут отмечать с вечера 15 сентября до вечера 17 сентября. Хотя Рош ха-Шана и подразумевает празднование Нового года, но отмечается не так как мы привыкли. Эти два дня посвящены покаянию в поступках, переосмыслению прожитого.

Праздник открывают «Дни трепета» — это 10 дней в которые люди молятся и раскаиваются, по истечении которых наступает следующий праздник: Йом-Кипур – день примирения. Начало символизирует суд Бога, а конец – милосердие от Бога и шанс на исправление.

Считается, что во время суда перед Творцом открыты 3 книги с именами. В первой – люди, делающие больше добрых дел; во второй – те, у кого больше злых поступков; в третьей – все остальные. Этим людям повезло, они могут покаяться и избежать участи.

обновление отношений с Богом

Традиции праздника

Открывается Новый год трублением в шофар, сделанный из бараньего рога. Почему так важно трубить в шофар? Оказывается, есть две версии. По первой, трубление имеет символический характер. Звук рога оповещает о начале Божьего суда и призывает верующих присоединиться. Сам рог – символ жертвоприношения Авраама и той готовности, с которой он отдал своего сына Исаака на жертвенник.

Вторая версия объясняет это тем, что звуки рога, поднимаясь к небесам, оглушают Сатану. Существует поверие, будто он рассказывает Творцу о всех злых поступках, совершаемых человечеством. Громкие звуки шофара мешают ему перечислять все грехи.

Звуки рога
Раздающиеся звуки рога призывают к размышлениям

Слушать шофар должны мужчины. Связано это с заповедью о времени. Женщины не обязаны этого делать, но им не запрещено слушать, это может пойти только на пользу. Мальчики с 5 лет тоже могут начинать слушать звуки шофара.

Немаловажен обряд ташлих, в переводе «сброс». Верующие ходят к водоёму, читают на берегу молитвы и очищают свои карманы от крошек, скидывая их в воду, символически скармливая свои грехи рыбам. Ташлих читают в первый день Рош ха-Шана вечером. Если это день попадает на субботу, то ташлих переносят на следующий.

Почему ташлих произносят именно у водоёма? Объясняется это тем, что, когда Авраам вёл Исаака к жертвеннику, путь преградила река. Авраам начал переходить ее, а когда воды стало по шею, он попросил Бога о спасении. Обряд напоминает о жертвоприношении Исаака.

Тель-Авив – бизнес, туризм и высокие технологии
  Тель-Авив находится у Средиземного моря

Что можно увидеть на столе?

В еврейский Новый год на столе должны быть гранат, яблоки и мед. Символ праздника — рыба, но обязательно с головой, так как в переводе Рош ха-Шана – «голова года». Для привлечения благосостояния, на столе можно найти морковь, нарезанную кружочками – символ монет. Хлеб подаётся в виде круглой халы. Его форма напоминает о цикличности времени.

Но есть продукты, которые категорически нельзя подавать в Рош ха-Шана. Чтобы наступающий год не принёс бед и несчастий, никто в семье не должен есть горькую или кислую пищу. Нельзя есть орехи, так как слово орех приравнивается к слову «грех» в числовом значении. Вообще в эти дни не принято говорить о грехе.

Важные факты о празднике Рош ха-Шана

  • Празднование Рош ха-Шана длится в течение 2 суток. Остальным еврейским праздникам отводится один день. Такое правило строго соблюдается в диаспоре. В других окрестностях нет ограничений и многие праздники отмечаются по 2 дня.
  • Начинается еврейский Новый год в любой день недели, кроме среды, пятницы, воскресенья.
  • Приветствуя друг друга, люди желают хорошего года и говорят «Шана това ве-метука!», что значит «Хорошего и сладкого нового года!».
  • То, как человек вёл себя в уходящем году и в сам праздник, определяет его будущее.
Хотели бы вы переехать в Израиль?

Почему Рош ха-Шана – это время Суда Божьего для всех поколений?

Все дело в грехе прародителей всех людей Адама и Евы. Они нарушили единственный запрещающий закон Бога — не употреблять в пищу плоды дерева Познания. Адам и Ева ослушались и ели их.

Если бы люди продолжали исполнять волю Отца, то все остальные поколения жили бы в раю счастливо, как и было задумано Богом. Но они ослушались его, и Отец осудил первых людей.

По Зоару в первый день Рош ха-Шана проходит «тяжёлый суд», в следующий день – «мягкий». Поэтому первую ночь посвящают учёбе, чтобы второй суд был более мягким. Закончив трапезу, желательно учить Тору, перечитывать псалмы Давида.

Иногда праздник Рош ха-Шана выпадает на Шаббат, а послеполуденный Шаббат – лучшее время для сна и отдыха. Рош ха-Шана же евреи стараются поводить максимально эффективно: повышать свою духовность, не отвлекаясь на земные интересы. Как говорит Талмуд: «если спать в начале года, то счастье заснёт».

Существует несколько версий  относительно дневного сна в Рош ха-Шана. Одни утверждают: спать можно во второй день праздника, так как Суд прошёл. Другие же считают, что лучше проснуться до восхода солнца.

Важной составляющей еврейского Нового года является трубление в шофар. Перед этим действием все читают книгу Тигилим на 47 главе. Заповедь повелевает вслушиваться в звуки этого инструмента, сделанного из бараньего рога.

Почему именно бараньего?

Рог должен состоять из внутренней и внешней части, первая из которых вынимается и получается труба. Например, оленьи рога для этого нужно просверливать. Рога коров или быка тоже не подходят.

В Рош ха-Шана из него издаются 3 вида звуков.

  • ткиа – продолжительный,
  • шварим – 3 коротких звука,
  • труа – 9 прерывистых звуков (стаккато).

Примечательно, что в Шабат трубление запрещено, так как нельзя перемещать предметы больше чем на два метра. Бывали случаи, когда кто-нибудь забывал и проносил шофар больше положенного расстояния или вовремя не приносил его в синагогу, поэтому приходилось за ним идти. А это все считалось серьёзным нарушением. Было решено установить запрет на трубление в Шабат.

О чем молятся в еврейский Новый год? Молитв много. Одна из них это просьбы об избавление от греха, который перешёл от первого человека. Также молятся о принятии бремени Царства Бога и ещё раз уяснить для себя, что миром правит Небесный Отец и всё совершается по его воле.

На вечерней молитве принято концентрироваться, вкладывая в слова кавану (настрой).

Молитва амида Рош ха-Шана состоит из 7 благословений. В конце третьего благословения говорят «Царь святой», а не «Бог святой». Если кто забудет об этом, тот амиду читает сначала.

Когда зажигаются свечи?

Свечи принято зажигать вечером второго дня праздника Рош ха-Шана до наступления темноты, после появления первых звезды. Огонь для зажжения свеч используют тот, который был разведен перед праздником, называемый шамаш. Свечи не поздно зажигать и после захода солнца, но в Шабат это категорически запрещено.

Зажжение сопровождается словами:

  1. «Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи».
  2. «Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени».

Последние слова говорит мужчина, а все присутствующие отвечают «амен».

Спички с помощью которых зажигают свечки нельзя задувать. Для этого предусматриваются специально отведённые места, где спичка сама догорит.

Для приготовления еды используют пламя от шамаша. Запрещается тушить, задувать огонь или разводить новый. Предусмотрены свечи продолжительностью горения до полутора суток. Газовые комфорки оставляют гореть все дни праздника.

И в Шабат и в другие праздники желательно, чтобы вечернюю трапезу Рош ха-Шана производили в помещении, представительницы женского пола разжигали свечи.

Какие продукты подают и что они символизируют?

Вечерняя Трапеза каждого дня Рош ха-Шана начинается с благословения хлеба и поедания симаним – это опродукты, символизирующие просьбу к Небесному Отцу о благополучии в новом году.

В симаним входят яблоки с мёдом, финики, гранат, морковь, свёкла и другие:

  • Хала. Праздничные застолья обязательно включают 2 круглые халы с изюмом или без него. Пожелание сладкого года сопровождается опусканием кусочка халы в мед. В другие праздники вместо мёда используют соль.
  • Голова рыбы. Съедая кусок рыбьей головы просят Всевышнего быть «головой, а не хвостом». В некоторых местах принято выставлять на стол баранью голову, как символ жертвоприношения Исаака.
  • Зерна граната. Они олицетворяет стремление обрести столько заслуг, сколько зёрен в гранат. Считается, что число зёрен в каждом фрукте 613, столько же и заповедей Торы. Хотя этого никто не проверял.

Оставить комментарий

Connect with