Еврейский календарь сам по себе – довольно удивительное и замысловатое изобретение. При всей необычности и сложности на первый взгляд, он очень гармонично структурирован, отталкиваясь от цикличности вращения Луны, но при этом создавая приблизительное соответствие солнечному циклу.
Для оптимального равновесия лунного и солнечного циклов, еврейский календарь имеет свой девятнадцатилетний цикл или, как его ещё называют, метонов цикл, в котором есть семь високосных лет.
Обычный год включает в себя 12 месяцев, а в високосный год добавляется ещё один месяц, тринадцатый и, таким образом, число дней в лунном и солнечном циклах за девятнадцать лет полностью совпадает.
История Рош Ходеш
Ещё во времена жизни сыновей Израилевых в Египте, на горе Синай Всевышний заповедал Моше (Моисею) право устанавливать каждое начало месяца. В тринадцатой главе Торы «Шмот» говорится, что Всевышний обратился к Моше и Аарону, показывая на молодой серп луны: «теперь Я передаю это право вам».
В первой же заповеди Всевышний дал указание на начало исчисления, знаменующего исход народа избранного из Египта. И первым месяцем должен был быть обязательно первый месяц весны, как символ освобождения и исхода из египетского рабства. Этим первым месяцем стал месяц Нисан.
Нужно было точное определение срока появления новой луны и этот день, когда официально объявлялось, что новая луна на небе установилась, являлся особенным днём и торжественно обставлялся.
Объявление Рош Ходеш
В те времена существовал официальный совет мудрецов – санхедрин (синедрион), основанный также по завету Всевышнего в помощь Моше и Аарону. Это была в том числе и судейская коллегия, обязанная принимать свидетельства, что важно при определении наступления новой луны.
Но совету мудрецов было важно непосредственное участие всего народа в определении новой луны.
Поэтому каждого прибывшего свидетеля внимательно выслушивали, а именно:
- где он видел молодую луну
- в какой стороне неба была молодая луна
- на какой высоте была молодая луна
- какой вид имела луна
- цвет и какие-либо другие признаки, замеченные свидетелем
Каждому такому вестнику оказывалось уважение, их угощали обильными трапезами, то есть сам день появления вестников-свидетелей превращался в праздник.
После того, как свидетельства были признаны достоверными, мудрецы благословляли и освящали молодой месяц и, таким образом, объявлялся Рош Ходеш. Новость о наступлении нового месяца распространялась по общинам всего Израиля.
Так было, когда существовал Храм, но в первом веке нашей эры Храм был разрушен, а в четвёртом веке, когда возникла опасность, что правильное освящение новомесячий может прерваться, мудрецы собрались на специальный совет и освятили все будущие дни новых лун на тысячелетия вперёд.
И сейчас день новой луны не требует специального благословения и освящения. В каждый предшествующий новолунию шаббат Рош Ходеш объявляют при молебнах в синагогах: название соответствующего месяца и соответствующий день недели произносятся при чтении молитвы.
Это объявление следует после обязательного чтения Сефер Торы («Свиток Торы» или Пятикнижия Моисея).
Обряды
До разрушения Храма в Иерусалиме римлянами в 70 году, все обряды и богослужения Рош Ходеш, проводились непосредственно в Храме. Это были особые жертвоприношения и песнопения левитов.
Сейчас обряды Рош Ходеш – это чтение соответствующих молитв:
- При вечернем богослужении к Аводу добавляется чтение молитвы Яале Ве Яво
- На утренней службе также читается Яале Ве Яво, читаются Псалмы 113-118, и читается отрывок Книги Чисел (28: 1-15), включающий приношения Рош Ходеш
- Проводится дополнительное богослужение Муссаф, памяти жертв в Храме
- После службы читается Псалом 104
- Яале Ве Яво читается после еды
- Если праздник выпадает на шаббат, в дополнение к чтению Торы читается Книга Чисел (28: 9-15)
- Если Рош Ходеш проходит в воскресенье, читается Махар Ходеш из Первой Книги Царств (20: 18-42)
Участие женщин
Отчасти Рош Ходеш не только общий праздник, но его можно считать и женским праздником. Женщинам и девушкам в Рош Ходеш оказывается больше внимания. Так повелось, потому что когда Израилю грозил в древности раскол и собирались деньги на воздвижение идола золотого тельца, многие женщины Израиля отказались отдать свои золотые украшения на его отливку, чем способствовали единству народа. В Аллеле по этому поводу говорится:
Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным камнем
Также этот праздник иногда связывается с освобождением жены Яакова Рахели от бесплодия и возобновлением отношений между женщиной и её мужем.
Вообще, лунный цикл явно связан с природными женскими циклами и поэтому неудивительно, что праздник новолуния является особенным в жизни женщин.
Обычно в эти дни женщины обучались Торе и освобождались от всякой работы. Прямого запрета нет, но желательно женщинам воздержаться в этот день от всего, что связано с шитьём.
Сейчас в этот день принято устраивать небольшие женские встречи, что-то вроде клубов Рош Ходеш.
Обычаи
Поскольку в это праздничное время читается Аллель (113-115 Псалмы), в котором говорится о том, чтобы все предавались радости и веселью, в дни Рош Ходеш следует соответственно готовить праздничные блюда. И даже когда Рош Ходеш пришёлся на шаббат, следует подать к столу отдельное угощение в честь новолуния.
- В дни Рош Ходеш есть запрет поститься, за исключением одного Рош Ходеш, а именно Нисан.
- В эти праздники не надо оплакивать покойного.
- Ещё в обычае Рош Ходеш следует избегать стрижек.
- В одном из Свитков сказано про красивые особые одежды, в которые надо наряжаться в Рош Ходеш
- Если есть возможность, в этот день надо совершить паломничество по св. местам, в Иерусалиме
Два дня или один
Месяцы в еврейском календаре могут быть полными (30 дней) и неполными (29 дней). Рош Ходеш должен проводиться один день в месяце, в котором 29 дней. И два дня должен проводится Рош Ходеш в месяце, в котором 30 дней.
Иначе говоря, если есть тридцатый день в месяце, то в этот день всегда Рош Ходеш. А главным днём праздника всегда должен быть первый день начинающегося месяца.
В сравнении с привычным григорианским календарём еврейский календарь может показаться довольно сложным, поэтому проще привести список месяцев с пояснениями, в каких из них может меняться количество дней в соответствии с тем, високосный это год или обычный.
- Нисан – 30 (полный месяц)
- Ияр – 29 (неполный месяц)
- Сиван – 30 дней
- Таммуз – 29 дней
- Ав – 30 дней
- Элул – 29 дней
- Тишрей – 30 дней
- Хешван – 29 дней, и 30 дней в високосном году
- Кислев – 30 дней, и 29 дней в високосном году.
- Тевет – 29 дней
- Шват – 30 дней
- Адар – 29 дней, но в високосном году прибавляется второй месяц Адар, 30 дней.
На самом деле этот список немного условный и всё чуточку сложнее, у каждых следующих месяцев не всегда разное количество дней, а также в разные високосные года по-разному чередуется число дней в Хешване и Кислеве. Но для примерного представления этого списка достаточно.
Рош Ходеш начинается после новолуния на следующие сутки в 18.00 по Иерусалимскому времени (в 19.00 по Москве)
Исходя из астрономических законов и математических расчётов сейчас можно определить точные даты новолуний на 10000 лет вперёд
Согласно Талмуду, работа в Рош Ходеш разрешена. Обычай предписывает по возможности женщинам избегать в этот праздник работы, но в Законе об этом ничего нет, и современные женщины этот обычай стараются соблюдать только по обстоятельствам
Рош Ходеш относится к так называемым «малым праздникам», он не отмечается официально