Симхат Тора (в переводе с иврита – «Радость Торы») – важный праздник в иудаизме, знаменующий одновременно окончание и начало годичного круга прочтения Торы, или «Пятикнижия Моисеева». В Израиле празднование проходит 22 числа месяца Тишрей, поэтому отмечается одновременно со Шмини Ацерет (8-ой день праздника Суккот). В странах расселения Симхат Тора приходится на 23 Тишрей.
Затем начинается самая яркая часть церемонии – Хакафот. Мужчины берут все свитки Торы, что были в «ковчеге Святыни» (на иврите называется Арон а Кодеш), и с ними в руках делают 7 кругов вокруг бимы. Все присутствующие танцуют и радуются.
Для евреев Израиля и стран диаспоры Симхат Тора – это день, полный благоговения, радости и любви к священным свиткам Торы. Поэтому все стараются поддерживать традицию веселиться, петь песни, устраивать гуляния и организовывать обильные трапезы с вином.
История Симхат Тора
Священное писание никак не объясняет идею этого праздника — упоминаний о нем в самой Торе нет. Симхат Тора, в современном понимании, является симбиозом обычаев различных еврейских объединений на различных этапах истории.
До 6 дека нашей эры существовало две традиции чтения Торы: в Эрец Исраэль ее прочитывали за 3,5 года, а в Вавилонии за 1 год. Единого установления о том, за какое время нужно прочитать Пятикнижие не было.
Но понадобилось еще несколько столетий, чтобы этот веселый праздник стал таким, каким его празднуют сейчас. В XII веке появился обычай, знаменующий непрерывность чтения Торы – после завершения цикла сразу открывать новый с чтения главы «В начале».
Чуть позднее появилась традиция назначать почетные титулы — Хатан Тора и Хатан Берешит. Это особо уважаемые люди, которым была оказана честь заканчивать круг чтения священных свитков и начинать его снова.
Традиции и обычаи Симхат Тора
Одна из наиболее важных традиций этого праздника — закрытие и открытие цикла чтения Торы. Служение в синагоге начинается с молитвы утром. Читают последнюю главу Пятикнижия «И вот благословение», во время которой каждый член общины должен подойти к Торе и принять участие в церемонии.
Затем настает время читать последнюю часть главы. Для этого на биму восходит Хатан Тора (посвященный Торы), который закрывает годичный круг чтений. После этого меняют свитки, и к кафедре подходит Хатан Берешит (посвященный главы Берешит) – он открывает круг чтений заново. Закрывает церемонию мафтир чтением хафтары, после третьей замены священного свитка.
Самая яркая и веселая традиция — Хакафот со всеми свитками Торы, что есть в синагоге. Из Арон аКодеш берут даже некошерные свитки. Процессия делает семь кругов вокруг бимы, а все остальные танцуют и поют. Дети несут свечи и машут флажками. Каждый человек старается коснуться или поцеловать священные свитки, выражая таким образом свою признательность и любовь.
Празднование продолжается и за стенами синагоги — в память о царе Шломо (Соломоне), что устроил пышный пир, когда Бог одарил его мудростью Торы. Все присутствующие радуются и участвуют в обильной трапезе.
Утренние и вечерние гуляния на Симхат Тора
Праздничные ликования продолжаются и на следующий день. Его называют Исру Хаг (дословный перевод – привязанный к празднику). В Талмуде указано, что праздничная трапеза равна жертве, принесенной во имя Бога. Поэтому традиция продолжать гуляния в праздник Симхат Тора для жителей Израиля – наставление древних мудрецов.
Интересные факты о Симхат Тора
- Пляски со свитками для непосвященного человека могут показаться кощунственной странностью, ведь свитки Торы для любого верующего иудея являются священной вещью. Но танцы в Симхат Тора — не проявление пренебрежения, а наоборот — выражение любви и радости. Каждый участник торжества чувствует единение со своим народом.
- Арон аКодеш — священное место, которое не должно пустовать в темноте. Во время Хакафот из «ковчега Святыни» вынимают все свитки Торы и ставят туда горящую свечу. Ее пламя освещает хранилище, когда в нем нет света знаний Торы.
- Ощущение радости в праздник Симхат Тора — не просто право чувствовать счастье и торжество, это одна из обязанностей. В Ялкут Шимони (сборник изречений еврейских мидрашей) сказано, что сам Господь Бог повелел евреям в Радость Торы радоваться и веселиться.
Непрерывность чтения Торы символизирует любовь и уважение к письменному Закону и огромное желание познать его мудрость. В Шульхан Арух, кодексе устного Закона иудеев, важность неразрывности круга объясняется тем, что в противном случае Сатана сможет уличить иудеев в радости из-за окончания Торы. Поэтому в Симхат Тора люди празднуют не завершение цикла, а его начало.
Симхат Тора — это продолжение праздника Шмини Ацерет, который является восьмым днем Суккот. А восьмой день в иудаизме существует будто вне времени. Так и мудрость Торы для верующих не имеет рамок и находится вне времени и пространства. Еще в древности мудрецы постановили объединить Радость Торы с последним днем Суккот.
Это число в еврейской традиции – особое. Его упоминаний в Пятикнижии множество. Можно вспомнить 7 дней творения, 7 кругов шествия вокруг осажденного Иерихона и т.д. Традиция эта очень древняя, и единого ее толкования нет.
В день праздника нет поста, разрешается есть всю кошерную пищу. Основное правило питания на Симхат Тора — устраивать большую и пышную трапезу с вином.
Главный угощением в праздник Радости Торы является морковный пирог с медом, а форма его обязательно должна быть круглой и напоминать монету. Это символизирует большую ценность Торы для еврейского народа. Детей угощают засахаренными яблоками и другими сладостями.