Во времена Советского Союза в городах планировали и строили «спальники» – микрорайоны или целый районы, в которых люди должны были ночевать и проводить время после работы. В 1993 году в Израиле пошли еще дальше и запланировали целый «спальный город» для Тель-Авива и Иерусалима.
Модиин-Маккабим-Реут был основан на пересечении двух крупнейших дорог Израиля: железнодорожной трассы Тель-Авив – Иерусалим и скоростной автострады Шоссе №6, пересекающей Израиль с севера на юг.
Модиин с самого начала имел четкий генеральный план из расчета на проживание 250 000 человек. При этом у города должен был сложиться образ экологически чистого района с приятным климатом и комфортными условиями для жизни. Хотя Модиин продолжает застраиваться, уже сейчас видно, что планы архитекторов реализуются в полной мере.
Модиин-Маккабим-Реут находится на высоте трехсот метров над уровнем моря, можно сказать, в предгорьях. Город комфортнее для проживания, чем Тель-Авив, из-за меньшей влажности и открытости легким северо-западным ветрам. При этом годовые температуры здесь высокие, как и во всем Израиле. Летом до +33°С, зимой редко бывает холоднее 9°С. Дожди идут только зимой.
Древние времена
Еще до основания современного Модиина эта территория был большим мегаполисом, объединяющим большое количество городов, общин и более мелких поселений.
Модиин стал символом героизма израильского народа после того, как хасмонеи вышли из своей деревни и объявили о восстании против греческого правления.
Выделенная городу территория изобилует памятниками истории и археологии:
- Гиват Хаттиура – один из многочисленных холмов в Израиле, в котором под слоями мусора и почвы скрываются остатки древнего поселения. По утверждениям историков, остаткам некоторых зданий Гиват Хаттиура около 6000 лет. Сейчас этот холм – зеленая зона в центре города. Рассматриваются проекты по восстановлению части найденных зданий.
- Квартал древнего еврейского поселения эпохи Хасмонеев. Был найден в 2001 году. Группа жилых зданий и остатки древней синагоги считаются очень важной находкой. Предположительно, это часть крупного еврейского поселения. Сейчас его территория обустроена для экскурсионного и самостоятельно посещения.
- Шер Хилл. Холм Шер является природным заповедником. На его вершине находится фруктовый сад с десятками древних каменных садов.
- Долина монахов. Она находится в лесу Бен-Шемен. Это серия пещер с артефактами византийской эпохи. Здесь, согласно рассказам, останавливались на отдых монахи, совершавшие паломничество в Иерусалим.
Современная граница города охватывает территории множества обезлюдевших палестинских деревень: Барфилия, Байт Шанна, Бир Маин, Аджанджул, Аль-Бурдж, Иннаба, Харрубаи Аль-Кунайиса, Хирбат Аль-Бувайра.
Модиин-Маккабим-Реут на карте Израиля
Удавшаяся инициатива
История города началась чуть раньше года, который считается годом основания Модиина.
В 1985 году Всемирное движение «Маккаби» начало создание поселения под названием Маккабим. В этом же году правительство приняло решение о поддержании инициативы и строительстве на этой территории города.
В 1990 году в качестве первого шага было заложено еще одно поселение на холме рядом с Маккавеями под названием Реут. В апреле того же года был образован единый местный совет для двух населенных пунктов под названием Маккавеи-Реут.
В 1994 году начались работы по развитию городского поселения Модиин (которое и планировалось как «спальный город»), но в 1996 году оно было оккупировано, потом освобождено, а в 2001 году его объявили городом.
Надо сказать, что далеко не все жители поселков были рады этой инициативе. Больше всего отторжения вызывал переход от размеренного образа жизни к городскому, с потенциальным ухудшением «качества жизни», экологии и т.п.
Городское планирование
Генеральный план города охватывает территорию около 22 000 га, половина которых отведена под зеленые зоны. Большое влияние на планировку Модиин-Маккабим-Реута оказывает рельеф, ведь город построен на холмах.
«Сердцем» планировки города является Транспортная площадь, на которой расположены Центральный автобусный и Центральный железнодорожный вокзалы. Отсюда начинаются все проспекты города, которые служат его главными осями.
Бульвар Хашмонаим – главный транспортный маршрут, пересекающий город с севера на юг. Рядом с ним же запланировано строительство главного делового центра Модиина.
Все главные проспекты города устроены у подножия холмов и часто названы по имени долин, в которых проложены. Второстепенные улицы построены кругами к вершинам холмов.
Предприятия, оказывающие коммерческие и социальные услуги, находятся внутри этих бульваров. Тут же располагаются торговые центры, которые построены своеобразными «колодцами» для уменьшения звукового загрязнения. Здания торговых центров имеют один или два этажа и центральную внутреннюю площадь, на которую выходят все магазины.
Сейчас планировка Модиина кажется очень продуманной, но изначально она подверглась большой критике. Говорилось о том, что:
- город развился в еще один крупный спальный пригород, а не в крупный город с процветающим независимым деловым центром;
- город возник без какой-либо связи или родства с историей этого места;
- развитие города должно было нанести ущерб лесу, прилегающему к городу Бен-Шемен;
- появление крупного города должно было навредить старым городам Лоду и Рамле по соседству, потому что вызвало бы отток активного населения оттуда;
- создание новых промышленных зон должно было привести к ослаблению уже существующих в соседних городах, в том числе коммерческой зоны в Шилат-Джанкшн.
Сейчас Модиин находится на заключительном этапе первой части строительства города, по итогу которого численность населения составляет 120 000 человек.
Социум и экономика
По принятой в Израиле системе оценивания социально-экономического уровня Модиин занимает восьмое место из десяти возможных. В целом уровень развития города выше, чем в среднем по стране.
На 2019 год около 12% населения города считаются иммигрантами последней волны. Большинство прибыло из США, стран бывшего Советского Союза, европейских стран (Великобритания, Франция и др.). В Модиин переезжают не только репатрианты, но и жители Израиля из других городов. Он пользуется большой популярностью из-за высокого уровня благоустроенности и близости к экономическим центрам.
Школьная система в Модиин-Маккабим-Реут считается самой большой в Израиле по количеству обучающихся. В 2009 году город получил самую престижную Национальную премию образования от Министерства.
В создании промышленных зон Модиину изначально отказывали, опасаясь ослабления производств в соседних городах, но в итоге разрешение было дано. Предполагалось, что в городе не будет «грязных» производств и складских территорий, что оправдалось лишь частично.
Путешествие в Модиин-Маккабим-Реут с выгодой!
Забота о природе
Модиин стал первым городом в стране, решившим полностью пересмотреть подход к обращению с отходами. Первым шагом стало повсеместное внедрение систем их разделения. Места для мусора в жилых домах были приспособлены для размещения отдельных контейнеров для разных видов отходов. Даже в кабинетах находятся контейнеры для влажного мусора, сухого мусора и бумаги с картоном.
По всему городу стоят контейнеры для сбора пластиковых и стеклянных бутылок, ненужного текстиля и электроники.
В 2018 году в городе было собрано 883 тонны органических отходов, которые перерабатываются в биогаз и компост.
Модиин-Маккабим-Реут – пример современного города, который строится с учетом всех особенностей территории, с уважением к историческому наследию и окружающей среде.
- Квартал древнего еврейского поселения эпохи Хасмонеев
- Шер Хилл
- Долина монахов
Летом до +33°С, зимой термометр редко показывает холоднее 9°С.